Психологическая помощь - это предоставление человеку информации о его психическом состоянии, причинах, механизмах проявления психологических феноменов и психопатологических симптомов, а также активное целенаправленное психологическое воздействие на человека с целью гармонизации его психической жизни, купирования психопатологической симптоматики, формирования фрустрационной толерантности, стрессо- и неврозоустойчивости.
Цель клиента - работа внутри себя, направленная на поиск негативных разрушительных убеждений, осознание их и изменение.
Цель психолога - быть внешним наблюдающим за внутренней работой нуждающегося в психологической поддержке, инициировать его внутреннюю работу.
Инструмент работы - личность клиента.
Часто, обращаясь за помощью, человек несовсем понимает, что ему ждать на сенсах у психолога.
Некоторые грешат тем, что хотят увидеть у специалиста навыки, подобные показанным по телевизору в "Битве экстрасенсов", другие требуют, чтобы им немедленно помогли, заявляя, что они готовы на все, только побыстрей. Основное разочарование в том, что в ходе общения выясняется, что инструмент, с помощью которого получаются результаты работы психолога - это не таблетки и не некие биополя, а это - личность самого клиента, обратившегося за помощью. И если клиент занимает пассивную позицию ("сделайте со мной что-нибудь"), то он лишает психолога в принципе возможности работать.
На первом этапе психолог, конечно, даст вам полный расклад, что с вами происходит с психологической точки зрения, возможно будут применены диагностические тесты, бланки. Но далее, опираясь на это, начинается работа самого нуждающегося, которую он проводит внутри себя под наблюдением специалиста. Эффективность работы зависит от включенности клиента в проццесс.
Случается, что даже психолог, в огромном желании помочь клиенту, забывает о том, что без активного участия самого клиента ничего не получится. С этого момента можно наблюдать признаки профессионального выгорания у специалиста, не получающего ожидаемых результатов. Ведь догнать и причинить добро - самое тяжело подавляемое желание профессионалов помогающих профессий.
Поэтому эту памятку из учебников по психологии лучше держать всегда при себе на виду и клиенту, и психологу (особенно начинающему). И тогда есть шанс быстрее и прочнее выстроить рабочий альянс и во время отследить, если внутри процесса стало происходить что-то не то.